Арбат встретил весенним настроением и мыльными пузырями. В это воскресенье на Арбате праздник мыльных пузырей, а значит смех, веселье и эти самые мыльные пузыри, которые пускают все: и мал, и велик. Благо приспособлений придумали массу. Это раньше пускали пузыри из соломинки. Надо было измудриться, сделать крепкую пену из мыла, найти подходящую соломинку. А потом ещё и дуть с определённой силой, чтобы пузырь надулся и полетел. Сейчас всё просто. Продают какие-то машинки, которые выпускают эти самые пузыри со скоростью пулемёта. Есть поприще приспособление, палочка с кольцом на конце. Её надо опускать в прилагающийся мыльный раствор и дуть. Здесь умение хоть какое то требуется. Но с соломинкой всё равно не сравнить. Это самый сложный вариант, хотя и самый дешёвый и простой. С соломинкой или трубочкой никого не увидела, все с современными штучками, хотя я мало была на улице, спустилась сразу же в подвал.
Подвал встретил прохладой и сумраком. Включила свет поярче, поздоровалась с немногочисленными поэтами, которые пришли пораньше, чтобы записаться в первых рядах. Скоро список был уже на двух листах А4. Но прежде чем открыть, я ещё потолкалась в курилке. Пообщалась с поэтами.
Начало третьего. Литературная гостиная начала свою работу. Эту гостиную мы посвятили Белле Ахмадулиной. Но мне очень захотелось поговорить ещё и об известном режиссёре Андрее Тарковском, а вернее отталкиваясь от его творчества, поговорить о творчестве вообще и о поэзии и о поэтах в частности.
Я не знакома с творчеством Андрея как поэта в привычном смысле этого слова. Илья Бестужев и Юлия Белохвостова поправили меня, когда я сказала, что Андрей не поэт. Во всяком случае он себя никогда поэтом не называл. Насколько мне известно, отца своего он считал выдающимся поэтом. Поэтому за кадром в фильме «Зеркало» звучат стихи Арсения Тарковского в авторском исполнении. После просмотра этого фильма у меня возникли мысли, которые мне захотелось обсудить с друзьями-поэтами.
Повторюсь, стихов Андрея я не знаю. Но посмотрев в очередной раз его «Зеркало», я поняла, что это одно большое стихотворение написанное образами видимыми, а не словесными. Мне подумалось, что такое мог снять только человек с поэтической душой. И я подумала, а возможно можно быть поэтом и если не пишешь стихи? Возможно, я ошибаюсь. Тем более, что оказалось , со слов ребят, Андрей таки писал стихи. Но даже целенаправленно в Интернете я не нашла стихов Андрея.
Илья Бестужев разгромил мою мысль, выйдя на сцену. Нарочито кривляясь, Илюша привел несколько примеров. Первый, почему-то плотник соорудивший плохую табуретку, с торчащими гвоздями. Ну далее ещё примеры плохих результатов труда (!!!), но… со слов исполнителя сделанные с душой. Это к моему высказыванию, что поэт пишет душой. Что душа может быть поэта, а человек стихов не пишет. Но они живут в нём.
В гостиной сложно довести спор до конца. Присутствующие хотят читать свои стихи. В списке более сорока человек. И далеко не всем есть, что сказать в споре, люди пришли не за этим. Поэтому приходится завершать начатое на своей странице.
Точно не помню, что я ответила Илюше там. На плохую табуретку. Мне кажется, что человек, делающий с душой, сделает правильную табуретку. А если не умеет и у него не получится с первого раза, переделает. Вспомнилось. Когда мой сын, то же кстати Илюша, был маленьким, дед, мой отец, учил его делать скворечник. Мальчишка целый день возился со скворечником. Вечером с работы приходил дед и говорил, что все надо переделать. И на следующий день все начиналось сначала. Пока скворечник не стал тем, чем ему надо было быть. Скворечником без торчащих гвоздей, пригодным для жилья.
Пока вспоминала о сыне, вспомнила и свой ответ Бестужеву. Я сказала ему, что мастером должны назвать люди, а не ты сам себя.
Тут же кто-то из присутствующих привел высказывание Бродского, который утверждал, что называть себя поэтом тоже самое, что назвать себя хорошим человеком. Скажу честно, ответила, даже не успев подумать: « А я – хороший человек!» Потому что я так считаю, не люди, а я сама. Мне кажется, что это правильно, когда человек оценивает себя честно. В этом случае человеку виднее хороший он или плохой. Только вот не все признаются себе честно. Мой друг считает себя плохим, потому что часто ведёт себя не правильно, но он говорит о том, что он плохой с горечью, с сожалением. У него не получается стать хорошим. Пока не получается. Хотя мне кажется, что внутри он – хороший. И то, что он честно оценивает себя тоже хорошо. Хуже когда человек не сознается себе, что он плохой, что он поступает не правильно в жизни. Попробуйте, сказать пьяному, что он пьяный. Он отвергнет это утверждение.
Это как заниженная или завышенная самооценка. И то и другое плохо. Надо реально оценивать и свои возможности, и себя, как личность. Я так считаю.
Но возвращаясь к рассуждению о поэтах, мне хочется ещё раз высказать мысль о том, что поэт – это состояние души. А стихи это уже потом.
Юля Белохвостова вывела наши рассуждения ещё на одну тему. Поэт и поэтесса. Отношение к этим двум словам очень разное у разных людей. Юля считает себя поэтессой. Так как пишет, по её же утверждению, женские стихи. Я тоже пишу женские стихи, но считаю себя поэтом. Даже не знаю, как это объяснить. Это что-то подсознательно интуитивное. Ничего плохого не могу сказать о слове поэтесса, а вот душа к нему не лежит. Не хочется мне себя так назвать.
Очень хорошо сказал Дмитрий Дарин. Он и не собирался выступать, сказал мне, что пришёл послушать, но тема зацепила и вытащила-таки его на сцену. «Поэт всегда видит мир по-своему. Не так, как все».
Полностью его поддерживаю. Даже «Браво» ему кричала.
Мы все живём в одном мире, но у каждого он свой. Кто-то видит его поверхностно, кто-то заглядывает вглубь. Мне кажется, что именно поэт может заметить взаимосвязь совершенно не связанных между собой вещей. И построить свой мир внутри общего единого для всех мира.
Отредактировано bestia (2011-04-15 22:42:27)